Тема. Как правильно поступить охраннику в различных жизненных ситуациях? Практические рекомендации.


Содержание страницы
Как правильно себя вести на месте происшествия?
Как правильно проверить документы у гражданина, избежав при этом нападения?
Как правильно вывести из легковой автомашины лиц, 
совершивших или подозреваемых в совершении преступления?
Как правильно разбудить "в стельку" пьяного?
Как правильно вести себя на месте обнаружения взрывного устройства?
Как правильно поступить при проявлении провокационного поведения нарушителя?
Действия охранников в различных ситуациях

Как правильно себя вести на месте происшествия?

 

Для сохранения обстановки совершенного преступления с местa происшествия удаляются все граждане (в том числе потерпевшие) на такое расстояние, чтобы они не могли уничтожить или повредить следы и вещественные доказательства.

Во время удаления граждан с места происшествия охранник должен действовать решительно, спокойно и уверенно, без суетливости. Следует соблюдать тактичность, чтобы не вызвать обостренных взаимоотношений с окружающими. В этот момент необходимо записать очевидцев происшествия и лиц, находящихся на месте происшествия.

Необходимо иметь в виду, что никому, в том числе и нарядам охраны, не разрешается перемещать какие-либо предметы или прикасаться к .'им. На месте происшествия запрещается курить, бросать окурки или другие вещи, так как в этом случае могут возникнуть сомнения в отношении оставленных преступником предметов.

Во время охраны места происшествия следует также избегать излишних разговоров отвечать на вопросы посторонних лиц. Следы, оставленные нарядом охраны, нужно отметить ясно видимыми подручными указателями и знаками.

Охранник на месте происшествия должен запомнить и сделать, по возможности, необходимые записи об обстоятельствах, сопутствовавших преступлению и могущих с течением времени исчезнуть или измениться (запахи, состояние погоды, направление ветра, характер освещения и т.п.).

Особое внимание необходимо обратить на обеспечение сохранности и неизменного положения: орудий преступления, следов пальцев рук, обуви, транспортных средств, пятен крови, волос, предметов одежды, частиц ткани, осколков стекла, частиц почвы, окурков, спичек и т.д.

Кроме того, сотрудник охраны должен запомнить или записать в свой блокнот:

  • точное время получения сообщения о происшествиях и время его прибытия к месту происшествия;

  • кто сообщил о происшествии (анкетные данные); кто мог бы быть свидетелем происшедшего;

  • в каком состоянии находилось место происшествия до того, как произошли изменения при оказании помощи потерпевшим, устранении опасности и т.п.;

  • каково было положение пострадавшего перед прибытием охранника;

  • какие изменения произошли из-за погодных условий;

  • какие еще явления по прибытии на место происшествия были замечены (шорох, шаги, запахи и др.)

    Как правильно проверить документы у гражданина, избежав при этом нападения?

    Практика показывает, что значительное число нападений на охранника со стороны преступников совершается в момент проверки документов или установления анкетных данных.

    При проверке документов или установлении анкетных данных необходимо выполнять определенные действия.

    1. При обращении к гражданину (даже злостному нарушителю) следует поздороваться с ним, назвать свою должность и фамилию, кратко изложить причину и цель проверки документов, затем в вежливой форме потребовать предъявления нужного документа. В этот момент нужно быть особенно внимательным, так как бдительность в некоторых случаях помогает сразу же распознать правонарушителя. Например, при поисках требуемого документа гражданин может случайно вытащить сразу два паспорта или другие предметы, свидетельствующие о его причастности к преступлению.

    2. Внешний вид проверяемого может указать на признаки борьбы {царапины, укусы, порванная, грязная или помятая одежда, следы крови и т.п.).

    3. При передаче документа рекомендуется брать в руки только сам документ. Если он находится в бумажнике или с какими-либо вкладышами, нужно потребовать освобождения документа от лишних предметов. Это будет оправданием от возможных обвинений в подкупе (взятке).

    4. Следует всегда помнить, что перед вами может стоять преступник, готовый к нападению, поэтому желательно при просмотре документа отойти от проверяемого на несколько шагов в сторону под каким-либо благовидным предлогом, но одновременно быть готовым предотвратить возможный побег.

    5. Чужие документы нельзя ронять, загрязнять, мять и загибать в них страницы, делать в документах различные отметки.

    6. Лиц, предъявляющих документы с признаками подделки или незаконно владеющих ими, задерживать и сообщать об этом в орган внутренних дел (милицию).

    Как правильно вывести из легковой автомашины лиц,
    совершивших или подозреваемых в совершении преступления?

    В данном случае нельзя действовать самостоятельно, необходимо вызвать дополнительные силы. Прежде чем выводить преступников( подозреваемых) из автомашины, следует подготовить оружие (спецсредства) и потребовать от водителя выбросить на обочину ключи от зажигания. Затем нужно распределить роли.

    Один охранник должен наблюдать за задержанными, а второй по очереди, по одному, начиная с того, кто располагается у правой задней двери, должен выводить пассажиров.

    Следующим выходит лицо, сидящее на левом заднем сиденье, затем - на правом переднем и, наконец, водитель.

    При выходе из машины от каждого задержанного нужно сразу же потребовать поднять руки, положить на капот, ноги расставить пошире, произвести внешний осмотр* для изъятия оружия или колюще-режущих предметов. Если имеются наручники, то надеть наручники.

    Освободившуюся от пассажиров автомашину следует проверить.

    Это делает один из охранников. Он подходит к автомобилю слева и быстро осматривает салон и багажник (не прячется ли там кто-либо).

    В это время другой сотрудник должен держать преступников под прицелом. Осматривать задержанную автомашину нужно спереди и держаться при этом вне линии возможного огня другого охранника.

    По окончании указанных действий необходимо доложить дежурному по органу внутренних дел о задержании и ждать наряд милиции с автотранспортом для конвоирования.

    В случаях отсутствия такой возможности - доставить в расположение своего охраняемого объекта и оттуда сообщить обязательно в органы внутренних дел (милицию).

    Как правильно разбудить "в стельку" пьяного?

    Прежде чем принимать какие-либо меры по приведению в чувство гражданина, находящегося в сильной степени опьянения, необходимо убедиться, что перед вами действительно пьяный, а не больной, потерявший сознание.

    Пьяного можно разбудить следующими способами: сначала несильно ударить носком ботинка по подошве его обуви или пошевелить за плечо и постараться поднять голосом, движением за руку. Если это не помогает, нужно поднести к его носу нашатырный спирт или ладонями потереть лицо, уши, подергать за волосы.

    В том случае, когда все ваши усилия оказываются напрасными, следует вызвать мед. службу.

    Оставлять пьяного без присмотра нельзя.

    Как правильно вести себя на месте обнаружения взрывного устройства?

    Немедленно доложите об этом дежурному охраняемого объекта и попросите направить специалистов из соответствующих органов внутренних дел.

    Выясните обстоятельства предполагаемого происшествия: место, время, лиц, имеющих к нему отношение, вид взрывного устройства, характер возможных разрушений и др.

    С учетом полученной информации организуйте осмотр места (здания) с целью обнаружения взрывного устройства. Действуйте осторожно и предусмотрительно.

    Примите меры к охране обнаруженного устройства, недопущению к нему посторонних. Привлекайте для этих целей персонал охраняемого объекта.

    Не допускайте паники, действуйте хладнокровно.

    Если на охраняемом объекте имеются приспособления, с помощью которых имеется возможность погасить взрыв**, то постарайтесь изолировать им взрывное устройство с тем, чтобы погасить волну взрыва и не дать возможности причинить большой вред или ущерб материальным ценностям.

    Как правильно поступить при проявлении провокационного поведения нарушителя?

    Осуществляя охранную деятельность, частному охраннику необходимо твердо помнить:

  • при контактах с населением в любой ситуации исключается агрессивность. В случае возникновения агрессивных действий как со стороны нарушителей, так и охранника необходимо сделать все, чтобы погасить конфликт;

  • проявление предрассудков со стороны охранника влечет за собой необъективное и невыдержанное поведение, которое провоцирует агрессию у граждан: предвзятость на службе недопустима.

    В общении с населением необходимы терпение, способность воспринимать людей таки ми, каковы они есть (даже если это трудно), так как в конечном итоге это служит интересам собственной безопасности охранника.

    В ходе охранной деятельности охранники регулярно сталкиваются с агрессивным поведением граждан.Требуя от нарушителей соблюдения правил, установленных на охраняемом предприятии, сотрудникам охраны часто приходится слышать в ответ провокационные реплики типа: "С твоим развитием этого не понять"; "Еще не встречал ни одного честного охранника" и т.п.

    Необходимо понимать, что подобные выпады - это рефлекторная разрядка на принудительные действия охраны.

    Отвечать на них той же монетой не следует. Чем агрессивнее противник, тем спокойнее и дружелюбнее должен вести себя охранник, чтобы избежать дальнейшей эскалации агрессии.

    Нельзя:

  • повышать голос, провоцировать;

  • сквернословить, ругаться;

  • угрожать, оскорблять;

  • оправдываться;

  • иронизировать, вести себя высокомерно;

  • непристойно жестикулировать, передразнивать;

  • вступать в спор;

  • проявлять формализм, бюрократизм;

  • обвинять нарушителя в глупости.

    Охранник, ведущий себя подобным образом, способствует усилению агрессивности нарушителя, лишает его возможности управлять собственным поведением.

    К другим неблагоприятным реакциям, провоцирующим дальнейшую эскалацию агрессивности, относятся:

  • покраснение (побледнение);

  • резкие двигательные реакции;

  • замешательство, шок, заикание; '?

  • дрожь;

  • обильное потовыделение.

    Контролировать перечисленные рефлекторные состояния чрезвычайно трудно, но надо стараться это делать.

    Агрессивное поведение правонарушителей иногда может быть следствием вызывающей или небрежной манеры общения неопытных охранников.

    Молодым сотрудникам важно понять, что подобное общение наносит ущерб как их авторитету, так и безопасности. Кстати сказать, большинство жалоб, поступающих на охранников, направлены не против мер, принятых ими: они чаще всего связаны с характером их общения с гражданами.

    Авторитарные манеры, так же как и небрежность в обмундировании (расстегнутая форма, засунутые в карманы руки), вызывают раздражение граждан. Нужно помнить, что окружающие хотели бы такого же обращения с ними, какого каждый из нас потребовал бы в подобной ситуации

     

    ПРИМЕЧАНИЕ:

    *Внешний осмотр отличается от досмотра тем, что охранник с целью обезопасить себя личный досмотр не делает, а путем ощупывания обнаруживает только оружие, колюще-режущие предметы и другие предметы и вещества, с помощью которых преступник может проверяющему причинить вред. Необходимо помнить, что по нашему законодательству частному охраннику запрещено самостоятельно осуществлять личный досмотр. В соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях это могут делать только правоохранительные органы и сотрудники государственной охраны.


  •  БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА И БИЗНЕСМЕНА (Е-КНИГИ ПО ТЕМЕ)